ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙНА


Антропометрия, эргономика, семантика, перспектива, ракурс






Антропометрия


Антропометрия изучает размеры человеческого тела и его (тела) функции - анатомические, физиологические и психологические. Дизайнер получает антропометрическую информацию в виде норм и стандартов, к примеру, средние данные по организму человека, о положении конкретного органа и его функционировании при выполнении тех или иных работ. Дизайнер должен постоянно иметь в виду, что размеры организма человека неодинаковы у различных этнических групп:
Рост человека.

Страна Мужчины Женщины
Япония
Турция
Италия
Россия
Канада
Франция
Германия
США
Норвегия
Судан
174.4
178.6
180.9
181.9
182.7
184.0
184.1
185.9
188.9
191.7
145.7
147.1
147.1
147.4
147.4
149.7
151.0
151.1

Эргономика

Эргономика изучает движение человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека.
Область применения эргономики довольно широка. Она охватывает организацию производственных и бытовых рабочих мест, а также промышленный дизайн. К примеру при езде на автомобиле и управлении им исследуются: способность к восприятию, быстрота реакции, возможности человека оценивать расстояние во время езды, движение ног во время ускорения и торможения, а также другие факторы. При этом вопросы обеспечения безопасности играют исключительно важную роль.
Человек может одновременно контролировать и умело обращаться лишь с определенным количеством приборов, инструментов или рычагов. Их оптимальное расположение и оформление на рабочем месте входит в задачи промышленного дизайна.
На приведенном ниже рисунке дан пример пример правильного А и неправильного Б дизайна передней панели радиоприемника.

На рисунке Б ручка настройки радиоприемника находится над шкалой настройки. В этом случае, при настройке радиоприемника пользователь загораживает своей рукой шкалу радиоприемника, что затрудняет настройку на определенную частоту, то есть эргономически неверно.

Семантика

Семантика - в переводе с греческого - обозначающий. В основе семантики лежит психологическое воздействие геометрической формы предмета на человека, когда форма представляет собой единое целое и когда единая форма предмета образована путем сочетания, соединения двух и более элементов. Сочетания бывают трех видов:
1) Пассивные соединения, когда связь осуществляется посредством дополнительного элемента. (Гантель - два шара и ручка).
2) Активные соединения, когда два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно и один элемент своей формой продолжает другой. (Коробка и крышка).
3) Агрессивные соединения. Агрессивное, видимое проникновение одного элемента в форму другого, когда один элемент как-бы врезается в другой.
Кроме сочетаний различают:
- семантику переносной формы (шахматная фигура, штемпель ...)
- семантику тянущейся формы, когда предмет данной формы хочется перетянуть из одного места стола в другое (имеет форму салазок)
- семантику вращающейся формы (цилиндр, винт самолета)
- семантику обтекаемой формы, например форма падающей капли или шар. Причём форма капли является динамичной, а форма шара - статичной. Однако форма шара является малоустойчивой например по сравнению с формой куба.
Ракурс. Перспектива.

Дизайнер должен обладать чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей. Правильное изображение предмета на рисунке или чертеже требует от дизайнера большого искусства и знания перспективы, умения объемную форму выполнить в плоскостном виде. При этом он обязательно сталкивается в своей работе с понятием ракурса.
Ракурс (французское укорачивание) - рисунок предмета в перспективе с сокращением удаленных от переднего плана его частей.
Перспектива - искусство отображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловленно степенью отдаленности их от точки наблюдения.
Различают перспективу:
1) Линейную - на плоскости.
2) Панорамную - на внутренней поверхности цилиндра.
3) Плафонную - на внутренней поверхности перекрытия над каким либо помещением.
4) Театральную - на ряде отдельных поверхностей.
5) Рельефную - в которой изображение имеет пространственные формы (барельеф, горельеф).
6) Диорамную - сочетание картины, написанной с обеих сторон на просвечивающем материале или стекле, с объемными предметами.
7) Архитектурную - в которой изображаются здания, площади, парки и т.д.
8) Стереоскопическую - в которой на плоскости выполняются по правилам линейной перспективы два изображения предмета: одно делается так, как его видит левый глаз, другое - как видит правый глаз.
 Кроме перечисленных существует еще воздушная перспектива. Если линейная перспектива дает нам контуры предмета, то полную картину, иллюзию реальности создает воздушная перспектива. В своей работе дизайнер, обычно, использует как линейную, так и воздушную перспективу.


   ©Гуков Константин Михайлович 2006 - 2012     Почта: [email protected]